Родившийся в маленьком городе Камешкове, на древних просторах Владимиро-Суздальской земли, он словно генетически унаследовал ее удивительную энергию, щедрость, широту. Рано проявившиеся художественные способности привели Юрия Панцырева в художественную студию, а затем в Ивановское художественное училище.
После службы в армии Юрий Панцырев поступает в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, и неслучайно, думается (талантливого человека ведет судьба), его учителем становится выдающийся современный мастер Таир Теймурович Салахов. Он учил не подражанию своей манере, а умению мыслить, говорить на собственном, органичном живописном языке, свободно и непредвзято смотреть на натуру.
В ранних работах Панцырева видна смелость и радость чистого цвета, строгая, почти жесткая композиционная выстроенность портретов, графичность и декоративность живописной фактуры. Кажется, он пробует самые разные изобразительные возможности и стили, обретая и оттачивая свой собственный.
Другим судьбоносным событием в жизни молодого художника стала встреча с семьей Пластовых. Друг и однокурсник Николая Пластова – внука Аркадия Александровича, он вместе с С. Смирновым, Ю. Грищенко, А. Барановым, В. Питиримовым, другими студентами помогал готовить выставку А. Пластова в выставочном зале «Манеж» в 1976 году. В отборе работ и формировании экспозиции принимали участие Г.М. Коржев, С.А. и А.А. Тутуновы, Е.И. Зверьков, В.М. Сидоров, С.П. и А.П. Ткачёвы, И.А. Попов, Э.Г. Браговский, А.М. Грицай, И.В. Сорокин, В.В. Киселёв, М.П. Кончаловский – цвет московской живописи 1970-х годов. Для студентов эта совместная работа была бесценным опытом и редкой возможностью видеть огромное число работ великого мастера, общаться с выдающимися художниками.
Николай Аркадьевич Пластов содействует распределению молодого художника после окончания института в Ульяновск и приглашает Ю. Панцырева жить в Прислониху. Пожалуй, только два человека до него пользовались таким доверием и любовью в этой, как правило, закрытой для посторонних глаз семье, – ученик и друг А.А. Пластова В.В. Киселев и Е.И. Зверьков, в молодые годы живший в Прислонихе по приглашению самого А.А. Пластова.
Николай Аркадьевич Пластов содействует распределению молодого художника после окончания института в Ульяновск и приглашает Ю. Панцырева жить в Прислониху. Пожалуй, только два человека до него пользовались таким доверием и любовью в этой, как правило, закрытой для посторонних глаз семье, – ученик и друг А.А. Пластова В.В. Киселев и Е.И. Зверьков, в молодые годы живший в Прислонихе по приглашению самого А.А. Пластова.
Живя в доме Пластовых, Панцырев фактически становится членом семьи, своей удивительной энергией, открытостью, постоянной погруженностью в дело снискав доверие и любовь. В деревне, где буквально каждый уголок портретно запечатлен в пластовских этюдах и картинах, Панцырев искал не тривиальные ходы сюжетов на темы сельской жизни (в 1980-е годы становившихся уже, скорее, неким опознавательным знаком мнимой традиционности, чем источником художественных открытий), а каким-то непостижимым образом проходил тот путь, которым когда-то шел Аркадий Пластов – изучение старых мастеров и работа с натуры.
В 1920-е годы, оторванный от художественной среды, уединенно живущий в Прислонихе, Пластов копировал портреты Ф. Хальса, изучал композиции Тициана и Веронезе, Йорданса. Все сокровища пластовской библиотеки теперь были в руках молодого художника. Тициан, Веласкес, Энгр, импрессионисты становятся его учителями. Копии с работ О. Ренура и альбомы по искусству – Микеланджело, Веронезе, Веласкеса – украшают интерьер мастерской художника, цитируются в его работах. Знаковой в этом отношении стала работа «Андрей Половинкин у меня в мастерской», где помимо портрета мальчика, автор словно рассказывает о себе, о своих ориентирах в мире искусства, своих любимых художниках. Именно поэтому подросток на картине листает альбом репродукций Веласкеса – великого мастера портрета, в том числе и детского; на старом, породистом стуле сложены альбомы репродукций, среди которых Микеланджело и Мюнхенская пинакотека, а на мольбертах – копии автора с известнейших работ П.-О. Ренуара – «Обнаженная» и «Портрет Жанны Самари».
Важно, что вместе с копиями в интерьере находится и оригинальная работа Ю. Панцырева – натюрморт «Сирень» (1984). И еще, конечно, важными в его становлении были бесконечные беседы с Н.А. Пластовым – одним из самых умных художников и поистине европейски образованным человеком своего времени...
Ю. Панцырев, по унаследованной от советской эпохи «табели о рангах», – не «народный» художник, но он художник народный – искренне любимый и почитаемый самым разным зрителем. К тому же, он – художник «музейный», переложивший впечатления и опыт созерцания произведений мирового искусства на современный и во многом создаваемый им самим оригинальный живописный язык, сохраняющий стиль, дух и эстетику музея в современном (в том числе и массовом! – отрешимся же от традиционного снобизма) сознании.
Многие работы Юрия Панцырева, казавшиеся раньше случайными, словно не вписывающимися в общий контекст, подобно драгоценным винам, со временем обретают ценность, в них становится очевиден артистизм, профессиональный блеск. Зрелому мастеру свойственно понимание своих целей и задач, умение беспристрастно оценивать искусство своих предшественников и учителей: «Веласкес был придворным художником жестокого короля Филиппа IV, Ван Дейк рисовал портреты Карла I, Гольбейн – Генриха VIII, но судят о них не по тому, какому режиму они служили, а по таланту», – говорит художник. И, кажется, ему близка мудрая пушкинская формула: Не дорого ценю я громкие права... Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! Вот права...
Кандидат филологических наук, профессор МГАХИ имени В.И. Сурикова Татьяна Пластова.
Стоимость посещения
Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России
Купить билет
В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.
Регулярно приезжаю в Академию ради посещения Музейно-выставочного комплекса. Здесь можно провести несколько часов не только очень интересно, но и полезно. Настоящей жемчужиной Комплекса является восхитительная коллекция Музея акварели, при просмотре которой можно еще и познакомиться с техникой работы художников
Анна Г. Отзыв на ЯндексеПрежде всего, скажу, что здание Академии красивое и огромное, в усадебном стиле. Парадный зал с мощными сфинксами и монументальными скульптурами. Перед входом на выставку – еще одна выставка – работы росписи по керамике и фарфору студентов Академии. Тоже очень интересно и изящно.
Марина В. Отзыв на Афиша.руЯ была в качестве посетителя выставки. Мне очень понравились работы преподавателей вуза, самого Андрияки, а так же иллюстрации Рачева и картины Федосова, которые проходили в этот период. Великолепные картины! Получила настоящее эстетическое удовольствие.
Валентина В Отзыв на ЯндексeМне понравилась гигантская выставка картин, выполненных в технике акварель, до открытия Академии я думала, что акварелью можно нарисовать просто рисунок и не более. Поразила галерея с заводскими пейзажами. Я думала, что эта тема не интересна, но я была поражена увиденным. Уроки Сергея Андрияки по телевизионному каналу Культура никогда не пропускала, рекомендую всем.
Наталья Г. Отзыв на ЯндексeНевероятный, фантастический музей! Картины акварелью как будто живые… Никогда бы не подумала, что акварель может так звучать
Ольга З. Отзыв на Tripadvisor
г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00
+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru
Проезд на общественном транспорте:
Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».
Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».