Выставка художника Владимира Смирнова. Живопись. Графика.

26 августа 2021 — 24 октября 2021
Судьба не дала Владимиру Григорьевичу Смирнову возможности получить высшее художественное образование. Поэтому он не писал сюжетные картины. Зато изображал то, что было близко душе. Любовь к природе, любовь к жизни, изумление перед ее красочным многообразием чувствуются во всех его работах. Те, кто знал В. Г. Смирнова, восхищались его безграничной добротой и готовностью прийти на помощь. Он оставил светлую память – как человек и как художник.
Юрий Смирнов

Владимир Григорьевич Смирнов родился 8 августа 1921 года в Омске. Его отец, Григорий Иванович, был из смоленских крестьян. Многодетная семья жила скудно, и Гришу отдали на воспитание богатому бездетному дяде-купцу. Так он попал в Москву.

Увлечение младшего сына рисованием отец считал баловством. Тем не менее Володя занимался в художественной студии Дзержинского района, а в 1937 году поступил на подготовительное отделение Московского областного художественно-педагогического училища изобразительных искусств памяти Восстания 1905 года и был зачислен на 1-й курс. В то время там преподавали В. Н. Бакшеев, превосходный художник-реалист, продолжатель лучших традиций московской школы; П. И. Петровичев, ученик И. И. Левитана и В. А. Серова; С. И. Фролов и другие.
В 1940 году с третьего курса В. Смирнова призвали на военную службу во флот. В 1945−1946 годах он продолжал службу в войсковой части на Урале.

Сохранилось несколько рисунков того времени: «Политинформация», «Солдат играет на гармошке», «Военный ансамбль», «Письмо домой», портреты солдат. В 1946 году В. Смирнов демобилизовался и восстановился в Училище памяти 1905 года. Немногие сохранившиеся работы этого периода показывают, как росло мастерство Владимира. Рисунки («Портрет девочки», «Портрет старика в шляпе», «Мальчишка в фуражке», «Портрет молодой женщины», «Крестьянин, отбивающий косу») показывают, что студент точно схватывал характер, уверенно лепил форму. Портретные этюды и рисунки были проникнуты любовью к изображаемым людям. Задушевный «Портрет бабушки» (1946) передает и скудость тогдашнего быта, и теплоту семейного очага. Тусклый свет лампочки выхватывает лицо и руки пожилой женщины за вязанием. Ее лицо и поза исполнены просветленного смирения.

Оставаясь верным реалистической традиции, Владимир Григорьевич старался обогатить свои работы цветовыми открытиями импрессионистов. Его покорила живопись И. Левитана, К. Коровина, И. Грабаря, С. Жуковского, П. Петровичева, Л. Туржанского и В. Бялыницкого-Бируля. В портретах Смирнов учился на полотнах Веласкеса (вызывала восторг глубокая лепка формы), Рембрандта и Хальса (восхищали мощные, полные экспрессии пастозные мазки).

В послевоенные годы было трудно купить хорошие живописные материалы, порой приходилось в качестве разбавителя использовать рыбий жир и керосин, подбирать на помойке картонки и придумывать грунт. Тогда он полюбил тянущие казеиновые грунты. Замачивал казеиновый клей на несколько часов в воде, затем разогревал на водяной бане. Первый слой проклеивал чистым клеем. В последующие слои добавлял цинковые белила, а если таковых не было, – зубной порошок. Часто В. Смирнов использовал просеянную сквозь мелкое сито печную золу, что придавало грунту приятный пепельный оттенок. Масло из краски сильно впитывалось в грунт. Чтобы избежать сильных прожуханий, мазки надо было наносить очень пастозно. Зато они получались рельефными и приобретали восковую поверхность.

Этапным событием в жизни художника стала покупка домика в деревне Слободка Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района в 1960 году. Владимир Григорьевич очень любил природу, был страстным грибником, мог десятки километров ходить по лесам. Большинство лучших пейзажей написал в этих местах.

Вдумчиво и с большой любовью В. Г. Смирнов относился к педагогической работе. Летом он брал учеников с собой в деревню. Спали вповалку на террасе и чердаке, а еду готовили сами на земляной печке. Среди учеников был Алексей Суховецкий (ныне – народный художник России, академик, секретарь Союза художников).

В 1970-е годы В. Г. Смирнов перешел на работу в издательство, выполнял технические рисунки для «Большой советской энциклопедии». У него появилась возможность путешествовать − по Оке, по Волге от Углича до Нижнего Новгорода, по Кавказу и Валдаю. Позже он с сыном совершил большую поездку по Карелии и Архангельской области. Походными материалами стали акварель, гуашь и темпера.

Выйдя на пенсию В. Г. Смирнов вступил в Союз художников СССР, смог на позднем этапе жизни полностью отдаться искусству, много путешествовал, общался с коллегами… Сохранились портреты, написанные на Академичке. Коллеги удивлялись: «Человеку 70 лет, а он взвалит на плечо громадный этюдник, набитый свинцовыми тюбиками, зонт от солнца, да подрамники подмышку и шагает несколько километров, ища нужный мотив!» Да, крепкая природа!

Ю.В. Смирнов.

Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».