«Никита Федосов. К 80-летию со дня рождения»

14 сентября 2019 — 01 декабря 2019

Среди отечественных пейзажистов имя Никиты Федосова занимает особое место. Бесспорный продолжатель классических традиций русского пейзажа, идущих от Саврасова и Левитана, он отличается особой теплотой живописи. Его творчеству присущ саврасовский тихий, сокровенный разговор с природой и со зрителем, глубоко личная интонация, делающая его наблюдения и откровения неоспоримой художественной ценностью.



Н.П. Федосов родился и воспитывался в творческой среде. Мама, Вера Григорьевна Брюсова, была крупным искусствоведом и реставратором. Сестра матери, Ольга Григорьевна Светличная, и муж сестры, Юрий Петрович Кугач, – признанные классики советского искусства – стали для Никиты второй семьей и первыми учителями.

В 1950 г. он поступает в Московскую среднюю художественную школу, а в 1956 г. – в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, в мастерскую Д.К. Мочальского. Знавшие художника отмечают необыкновенное трудолюбие и высочайшую требовательность к своему творчеству, приведшие Н.П. Федосова на вершину мастерства. Дипломная картина «На Двине» была встречена бурными аплодисментами и сразу поставила молодого художника в ряд лучших мастеров живописи.

Несмотря на большой успех картин «На Двине» и «Отдел технического контроля», художник вскоре оставляет жанровую картину и обращается к пейзажу. По его мнению, именно в пейзаже можно достичь максимальной полноты и красоты живописи. Музыка цвета становится главным лейтмотивом его творчества.

Большинство пейзажей Н.П. Федосов начинал на пленэре, но потом долгое время «доводил» их в мастерской. Художник много раз мог класть и счищать один и тот же мазок, пока не добивался абсолютного артистизма. Найдя пластику пастозных мазков, он наносил поверх множественные лессировки, придававшие живописи глубину и свечение. Этот редкий для того времени прием он воспринял от картин Рембрандта.

Сюжетами пейзажей Федосова становятся уголки северной русской природы. Никита Петрович много ездил по Карелии, Архангельской области, а затем купил дом в Тверской области рядом с Академической дачей. Излюбленные мотивы он мог повторять много раз при разных состояниях, что поучительно для художников.

Его работы постоянно появлялись на всесоюзных, республиканских и зональных выставках и всегда были событием. Многие картины куплены Министерством культуры, музеями и Союзом художников, многие продавались в художественных салонах. При жизни Н.П. Федосов готовил персональную выставку, но по трагическому случаю лучшие произведения были безвозвратно испорчены и выставка не состоялась.

Удивительные полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие как «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро» (1983) заслуженно поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1960-х – начала 1990-х гг.

Многие считают Никиту Федосова лучшим пейзажистом второй половины XX в. Как писали о нем искусствоведы: «Сильный и оригинальный живописец», «ему был дан огромный дар живописца-поэта»; «тонкий колорист», «гордость русской культуры».

Он обладал безукоризненным вкусом и абсолютным видением, как музыканты обладают абсолютным слухом. Никита Петрович был удивительно светлым человеком. Этот свет освещает все его творчество.

Юбилейная выставка произведений Н.П. Федосова – самая масштабная ретроспектива его творчества. В ее подготовке участвовали: Государственная Третьяковская галерея и 8 российских музеев, Союз художников России, государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова, галерея «Арт Прима» и многие частные коллекционеры, коллекции которых зачастую не уступают музейным. До сих пор с такой полнотой картины Никиты Федосова собрать не удавалось. По широте охвата, географии участия настоящий проект можно считать общероссийским.

К открытию выставки было приурочено издание альбома, собравшего изображения почти всех известных в России и за рубежом произведений мастера – всего более 250.


Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».