Великое искусство Аркадия Пластова

12 декабря 2019 — 01 марта 2020

Стилистическое, тематическое и жанровое разнообразие творческого наследия одного из крупнейших мастеров отечественной живописи ХХ века.

Экспозиция занимала два этажа музейно-выставочного комплекса. Свои шедевры предоставили девять российских музеев, включая Государственную Третьяковскую галерею, поделившуюся восемнадцатью превосходными произведениями: шестью знаменитыми холстами («Мама», «Солнышко», «В деревне» и др.) и двенадцатью роскошными гуашами – преимущественно иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Холстомер». Последние ни разу не покидали запасников прославленного музея.


Большую часть экспозиции составило внушительное собрание семьи художника. Его внук, заслуженный художник России Николай Пластов, будучи сам активным живописцем, всецело посвятил себя сохранению и популяризации наследия великого деда. В коллекции семьи, щедро представленной на выставке, такие жемчужины, как знаменитый холст «Трактористки» и последний, четвертый вариант картины «Фашист пролетел». Замечательные крупноформатные полотна предоставили на выставку Волгоградский, Ульяновский и Смоленский художественные музеи, ГМВЦ РОСИЗО, дивные портреты и пейзажи А. Пластова – музеи Калуги, Казани, Ростова и Москвы.


Аркадий Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область), в семье потомственных священников и иконописцев. На будущее творчество художника повлияла атмосфера воспитания в верующей семье, как в произведении Чехова «Архиерей»: «любовь … к церковным службам, духовенству, звону колоколов была у него врожденной, глубокой, неискоренимой». 

В 1912 году в возрасте девятнадцати лет юноша поступает в Москву на обучение в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где обучается у преподавателя Ф. Ф. Федоровского, известного театрального художника-живописца. С 1914 по 1917 гг. продолжает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении у талантливого педагога Сергея Михайловича Волнухина, воспитавшего многих высококлассных мастеров скульптуры – Сергея Коненкова, Анны Голубкиной, Александра Матвеева. Пластов в училище посещает занятия у ведущих живописцев А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, А.М. Корина, Л.О. Пастернака, А.С. Степанова.

Наряду с русской традицией и живописью старых мастеров импрессионисты и постимпрессионисты оказали влияние на формирование своеобразия пластовского живописного языка.

Время учебы и становления Аркадия Пластова в 10–20-е гг., его пребывание в Москве было периодом знакомства, глубокого изучения и личного переосмысления передового русского и западноевропейского искусства. Юный живописец погружался в творчество мирискуссников, «Бубнового валета», по воскресениям «паломничал» к московскому купцу, известному коллекционеру западноевропейской живописи, С.И. Щукину. «Румянцевский музей и Третьяковская галерея смешались в причудливом карнавале перед моим растерянным взором. Все зазывали к себе, как охотнорядцы в свою лавку, на все надо было оглянуться, понять, оценить, познать, услыхать самого себя».

Следующее десятилетие художник работает с натуры, пишет пейзажи и простую крестьянскую жизнь в родном селе Прислониха, часто совершает поездки в Москву, работает с разными издательствами, для которых создает графические иллюстрации к книгам классиков.

В 1947 году Аркадий Пластов избран действительным членом Академии художеств СССР, а в 1956 году мастеру было присвоено звание народного художника РСФСР, в 1962 - звание народного художника СССР. В этом году впервые совершил поездку заграницу, где удалось «узреть воочию то, о чем несет душа мечты, с тех пор как себя помнит» – великую историю, великую культуру, великое искусство Италии. 

   Одним из самых ярких впечатлений для А.А. Пластова стали поездки в Италию, Францию, Египет. Это время ознаменовалось еще более активным периодом творчества, он создает цикл итальянских и французских этюдов, участвует в международных художественных выставках «Биеннале ди Венеция» («Родник», «Юность», «Ужин трактористов»). Впечатления от итальянских путешествий не только отразились в многочисленных этюдах и стали основой нескольких картин художника, (среди которых такие шедевры, как «Аппиева дорога» и «Венеция»), но и существенно повлияли на все позднее творчество мастера. Неожиданно встречаем на выставке станковые эскизы на темы античной мифологии, которыми увлекался автор с 1959 по1970 годы.

Сакральными смыслами наполнены многие его станковые полотна. В это время он работает над композициями на евангельские сюжеты. В представленных на выставке гуашах и акварелях Пластов сделал таинство церковной службы предметом искусства.

Аркадия Пластова можно назвать национальным и почвенным художником, отразившим в ХХ в. судьбы и чаянья той исторической общности людей, которую принято называть русским народом. Вместе с тем для искушенного зрителя, человека культуры, вполне очевидно, что искусство А.А. Пластова, (как, впрочем, и все русское искусство) – есть искусство европейского и мирового контекста, по-своему отражавшее экзистенциальные и стилистические смыслы эпохи.




Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».