Персональная выставка заслуженного художника России Ирины Рыбаковой

08 апреля 2021 — 23 мая 2021

Прекрасный живописец, Ирина Рыбакова последовательна в приверженности традиционным художественным ценностям. Выросшая и сформировавшаяся в художественной среде Академички, секреты мастерства она постигала у таких прославленных мастеров как А. Левитин, Ю. Кугач и Н. Колупаев, которых считает своими основными наставниками. Это не могло не сказаться на крепости ее профессиональной подготовки, заложило фундамент и вектор ее собственному художественному развитию.

И. Рыбакова в равной степени владеет искусством пейзажа, натюрморта и жанровой картины. В пейзаже она верна отечественной традиции его глубокой лирической интерпретации. Тропинки, и весенние проталины, шелест летних берези осеннее золото – вот фокус ее художнического интереса. Пейзаж у Рыбаковой живет и как самостоятельный жанр, и как фон и мотив для глубоких жанровых решений: в органичном для сельского уклада единстве ее пейзаж, натюрморт и сюжетная картина перекликаются, обогащают, подпитывают друг друга, зачастую между ними стирается грань: натюрморт составляют букеты цветов, поставленные на фоне пейзажа, журавлиный клин в высоком осеннем небе становится главным героем фигуративной картины.

Выставка продлится по 23 мая 2021 года.


Есть категория художников, которых без преувеличения можно назвать тружениками кисти: и в стужу, и в зной, не зная отдыха и сна, они пишут и пишут подчас скромные, незатейливые мотивы, не дожидаясь специально «вдохновения» и не тяготясь ежедневностью, рутинностью когда-то избранного уклада. Верные традиции, не пускаясь в сомнительные стилистические поиски они упорно делают свое профессиональное дело, служа только искусству и обожествляемой красоте, как раз и являющейся для них неисчерпаемым источником вдохновения…

Именно к таким мастерам, особенно близким человеческой душе, относится заслуженный художник России Ирина Рыбакова.

Родившаяся на тверской земле, в городе Вышний Волочек, профессионально художница сформировалась в среде знаменитой «Академички», с детства впитав «воздух искусства»: она знает «все и про всех», без устали комментируя, кто из односельчан изображен на том или ином знаменитом советском холсте - писанном в тех краях и давно крепко вошедшем в нашу жизнь, сознание каждого культурного человека. Подчеркнуто дорожа профессиональными традициями и будучи прекрасным колористом, Ирина Владимировна бережно и строго относится к тону, не допуская тональной несобранности при очевидной свободе ее письма.

Будучи «отличницей» от природы, Ирина Рыбакова с юности была успешной: закончив среднюю школу с золотой медалью, она уже в студенческие годы активно включается в творческую и выставочную деятельность: одна за другой проходят ее персональные выставки в малых городах и культурных столицах России (Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Ярославль, Иваново, Судиславль), в крупнейших европейских и азиатских центрах: Мюнхене и Пекине. Ей повезло с учителями: своими непосредственными наставниками она считает прекрасных мастеров - А. Левитина, Ю. Кугача и Н.Колупаева. Когда-то вступая в Союз художников по их рекомендации, она сама уже давно член правления костромского областного отделения Союза, областного Совета по музеям, многочисленных жюри различных региональных творческих конкурсов, лауреат и номинант всевозможных премий – благодаря редкой работоспособности и организованности ее хватает на все.

Рыбакова равно сильна в пейзаже, натюрморте и жанровой картине, для последней предпочитая порой достаточно камерные форматы и малофигурные, фризовые, композиции; тем не менее, ее решения ёмки и выразительны, а сюжетика неизменно наполнена теплотой: девочка у новогодней елки, сельские дети с велосипедами, фигуры в саду. Фоном, «средой» для ее картин становится интерьер загородного дома или простой деревенский пейзаж, к которому художница имеет очевидную тягу, мастерски, в духе традиции, изображая во все времена года, акцентируя внимание на его скромных, дорогих внимательному глазу приметах: талых лужах, полевой тропинке и т. д., подымаясь, порой, до «ромадинских» высот в тонкости передачи неуловимых состояний природы («Разлив»).

Неслучайно, в творчестве участницы стольких зарубежных пленэров очевидно доминирует родной среднерусский пезаж... Временами несущий присущую жанру исключительно созерцательную изобразительную нагрузку, в другой раз пейзаж становится прологом к глубокому размышлению, фоном или побудительным началом большого композиционного замысла. Таковы «Юность», «Село Подольское», где фигурки людей, несопоставимые по масштабу с куполом неба, являются, тем не менее, главными героями, оттеняемыми вечностью мироздания. Мастерски работая с форматом, чередуя вытянутые и «стандартные» холсты художница пишет то исключительно природу, то соединяет ее с архитектурой, часто храмовой, создавая, порой целые захватывающие панорамы. Временами пейзаж служит для нее только средой, внутри которой ее больше интересует уже иной жанр: такова куртина «Георгин», растворенных в ненастном сумраке осеннего деревенского пейзажа.

Цветы вообще становятся отдельной темой и едва ли не основным «постановочным материалом» натюрмортов Рыбаковой. Она их пишет в вазочках, и с куста – но никогда не салонно, непременно растворяя в окружающем пейзаже. Этим стирается грань между предметным и экстерьерным рядом, собранные в баночки и кувшинчики цветы как бы просто перемещаются на ближний план, чтобы их можно было лучше рассмотреть, оставаясь органично связанными с природой. Их группировка - как бы случайная - на самом деле ритмически продумана, выдает тепло заботливо, расставлявшей их руки.

Жанровые картины Рыбаковой столь же органично связаны с пейзажем («На озере», триптих «Белый налив», либо интерьером деревенского дома, экологически органичным окружающей среде. Порою, сцена разворачивается на стыке этих сред: на террасах, крыльцах, в палисадах и огородах на фоне бревенчатых стен. И тут природа становится как фоном происходящего («В школу», «Хлеб привезли») так и невольным участником, первопричиной (упомянутый триптих), либо даже основным смыслом происходящего («Дождь», «Журавли летят»). Созвучным природе обновлением жизни пропитан холст «В ожидании счастья».

Красивое, честное, наполненное «вечными ценностями» и далекое от суеты искусство Ирины Рыбаковой бесконечно близко неиспорченной человеческой душе, а потому обречено на успех и признание у самого простого, т. е. самого главного и взыскательного зрителя.


Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».