Игнатий Игнатьевич Нивинский

13 марта 2025 — 25 мая 2025

Академия акварели и изящных искусств продолжает серию выставок, предоставляющих   широкому зрителю возможность ознакомиться со своими фондами, В этом ключе предлагается выставка произведений Игнатия Нивинского, раскрывающая многообразие его поистине универсального дарования.

Игнатий Игнатьевич Нивинский проявил себя выдающимся графиком, живописцем, сценографом и декоратором: последнему он отдал десятилетие творческой жизни, став автором оформления множества интерьеров частной и публичной застройки, в частности, зрительного зала Малого театра, внутреннего убранства Киевского вокзала, Египетского зала в Цветаевском музее (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) и траурного зала Мавзолея
В.И. Ленина. Как сценограф он ярко проявил себя в эскизах декораций и костюмов
к спектаклям ряда московских театров, в частности, театра им. Вахтангова («Принцесса Турандот»), как педагог – вырастил таких мастеров советского искусства, как Александр Дейнека.

Окончив с отличием Московское художественное училище им. Строганова, Нивинский начал свой творческий путь со стези живописца, в ногу со временем пройдя путь от академически выполненных работ до стилистических экспериментов.   Несколько его пейзажных холстов, исполненных в разной манере, представлены в экспозиции.

Живописи, в итоге, Нивинский предпочел графику, с 1912 г. работая преимущественно в области офорта. В его работах прослеживается влияние Джованни Баттиста Пиранези - итальянского мастера городского пейзажа 18 в. –
и англичанина Фрэнка Уильяма Бренгвина. В 1918 г. Нивинский организует Союз граверов, а позже завещает свой собственноручно спроектированный дом-студию
на 2-й Мещанской (ныне улица Гиляровского, 38) общественной мастерской московских офортистов, названной впоследствии его именем.

Свои работы Нивинский зачастую объединяет в серии. Так появились монохромная «Итальянская сюита» с листами, посвященными знаменитым и малым городам Италии - Вероне, Мантуе, Ассизи и Венеции, цикл цветных офортов «Сюита кавказских каприччио», вдохновленная Сочи и Ессентуками, Крымская серия, объединившая виды побережья и материковых уголков полуострова. Все они тонко и, порою, затейливо рисованы, композиционно остро и живописно решены. Лучшие из них, как, например, «Флоренция. Площадь Синьории" или "Верона. Колизей" вполне могут быть отнесены
к граверной классике.

Офортная «итальянская» серия поддержана путевыми акварелями художника («Фьесоле (Fiesole), античный амфитеатр»), этюдами архитектурных деталей – своеобразными дорожными заметками Нивинского-декоратора, невольно фокусировавшего на них профессиональное внимание во время итальянских путешествий.

Офорты обильно дополнятся в экспозиции карандашными рисунками,
в т. ч. с обнаженной модели, традиционно составляющими «творческую лабораторию» любого художника. Стилизовано «робкий» контурный набросок «Одетой модели на табурете» контрастирует с конструктивизмом «сидящих обнаженных», чувственностью веет от листа "Стоящая обнаженная модель с шестом" или «живописного» офорта «Купальщица. Пляж». Некоторые рисунки, как, например, «Модель в стиле Бакста» усилены цветом – акварелью и гуашью, мягко и выразительно, в т. ч. активными синими рефлексами моделирующим форму – по существу, это наполовину живописные произведения.

Отдельное место в творчестве Нивинского занимают экслибрисы, являющиеся особым жанром в искусстве графики, удостоверяющим владельца книги
через индивидуальные образные решения.

Сценографическое искусство художника представлено эскизами костюмов к пьесе А.В. Луначарского и Э. Штуккена. «Бархат и лохмотья» для постановки 1927 г. в Малом театре, в некоторых листах – вполне в традициях эпохи – представляющими разыгрываемые героями мини-сцены, сближающие листы с полноценной сценографией.

Заслуги Игнатия Нивинского были международно признаны: в 1925 и – посмертно -
в 1937 годах художник был удостоен золотых медалей на парижских выставках. Помимо собрания Академии акварели, работы мастера находятся в коллекциях Русского музея
и ГМИИ им. А.С. Пушкина. При этом коллекция, хранящаяся в наших фондах, является наиболее значимой, и по этой причине нередко востребованной: так, выразительный холст Нивинского из собрания Академии «Дама за роялем» в настоящее время украшает юбилейную экспозицию «Изображая воздух» партнерского Академии Музея русского импрессионизма.


Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».