Академия акварели и изящных искусств продолжает серию выставок, предоставляющих широкому зрителю возможность ознакомиться со своими фондами, В этом ключе предлагается выставка произведений Игнатия Нивинского, раскрывающая многообразие его поистине универсального дарования.
Игнатий Игнатьевич Нивинский проявил себя выдающимся графиком, живописцем, сценографом и декоратором: последнему он отдал десятилетие творческой жизни, став автором оформления множества интерьеров частной и публичной застройки, в частности, зрительного зала Малого театра, внутреннего убранства Киевского вокзала, Египетского зала в Цветаевском музее (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) и траурного зала Мавзолея
В.И. Ленина. Как сценограф он ярко проявил себя в эскизах декораций и костюмов
к спектаклям ряда московских театров, в частности, театра им. Вахтангова («Принцесса Турандот»), как педагог – вырастил таких мастеров советского искусства, как Александр Дейнека.
Окончив с отличием Московское художественное училище им. Строганова, Нивинский начал свой творческий путь со стези живописца, в ногу со временем пройдя путь от академически выполненных работ до стилистических экспериментов. Несколько его пейзажных холстов, исполненных в разной манере, представлены в экспозиции.
Живописи, в итоге, Нивинский предпочел графику, с 1912 г. работая преимущественно в области офорта. В его работах прослеживается влияние Джованни Баттиста Пиранези - итальянского мастера городского пейзажа 18 в. –
и англичанина Фрэнка Уильяма Бренгвина. В 1918 г. Нивинский организует Союз граверов, а позже завещает свой собственноручно спроектированный дом-студию
на 2-й Мещанской (ныне улица Гиляровского, 38) общественной мастерской московских офортистов, названной впоследствии его именем.
Свои работы Нивинский зачастую объединяет в серии. Так появились монохромная «Итальянская сюита» с листами, посвященными знаменитым и малым городам Италии - Вероне, Мантуе, Ассизи и Венеции, цикл цветных офортов «Сюита кавказских каприччио», вдохновленная Сочи и Ессентуками, Крымская серия, объединившая виды побережья и материковых уголков полуострова. Все они тонко и, порою, затейливо рисованы, композиционно остро и живописно решены. Лучшие из них, как, например, «Флоренция. Площадь Синьории" или "Верона. Колизей" вполне могут быть отнесены
к граверной классике.
Офортная «итальянская» серия поддержана путевыми акварелями художника («Фьесоле (Fiesole), античный амфитеатр»), этюдами архитектурных деталей – своеобразными дорожными заметками Нивинского-декоратора, невольно фокусировавшего на них профессиональное внимание во время итальянских путешествий.
Офорты обильно дополнятся в экспозиции карандашными рисунками,
в т. ч. с обнаженной модели, традиционно составляющими «творческую лабораторию» любого художника. Стилизовано «робкий» контурный набросок «Одетой модели на табурете» контрастирует с конструктивизмом «сидящих обнаженных», чувственностью веет от листа "Стоящая обнаженная модель с шестом" или «живописного» офорта «Купальщица. Пляж». Некоторые рисунки, как, например, «Модель в стиле Бакста» усилены цветом – акварелью и гуашью, мягко и выразительно, в т. ч. активными синими рефлексами моделирующим форму – по существу, это наполовину живописные произведения.
Отдельное место в творчестве Нивинского занимают экслибрисы, являющиеся особым жанром в искусстве графики, удостоверяющим владельца книги
через индивидуальные образные решения.
Сценографическое искусство художника представлено эскизами костюмов к пьесе А.В. Луначарского и Э. Штуккена. «Бархат и лохмотья» для постановки 1927 г. в Малом театре, в некоторых листах – вполне в традициях эпохи – представляющими разыгрываемые героями мини-сцены, сближающие листы с полноценной сценографией.
Заслуги Игнатия Нивинского были международно признаны: в 1925 и – посмертно -
в 1937 годах художник был удостоен золотых медалей на парижских выставках. Помимо собрания Академии акварели, работы мастера находятся в коллекциях Русского музея
и ГМИИ им. А.С. Пушкина. При этом коллекция, хранящаяся в наших фондах, является наиболее значимой, и по этой причине нередко востребованной: так, выразительный холст Нивинского из собрания Академии «Дама за роялем» в настоящее время украшает юбилейную экспозицию «Изображая воздух» партнерского Академии Музея русского импрессионизма.
Стоимость посещения
Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России
Купить билет
В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.
Регулярно приезжаю в Академию ради посещения Музейно-выставочного комплекса. Здесь можно провести несколько часов не только очень интересно, но и полезно. Настоящей жемчужиной Комплекса является восхитительная коллекция Музея акварели, при просмотре которой можно еще и познакомиться с техникой работы художников
Анна Г. Отзыв на ЯндексеПрежде всего, скажу, что здание Академии красивое и огромное, в усадебном стиле. Парадный зал с мощными сфинксами и монументальными скульптурами. Перед входом на выставку – еще одна выставка – работы росписи по керамике и фарфору студентов Академии. Тоже очень интересно и изящно.
Марина В. Отзыв на Афиша.руЯ была в качестве посетителя выставки. Мне очень понравились работы преподавателей вуза, самого Андрияки, а так же иллюстрации Рачева и картины Федосова, которые проходили в этот период. Великолепные картины! Получила настоящее эстетическое удовольствие.
Валентина В Отзыв на ЯндексeМне понравилась гигантская выставка картин, выполненных в технике акварель, до открытия Академии я думала, что акварелью можно нарисовать просто рисунок и не более. Поразила галерея с заводскими пейзажами. Я думала, что эта тема не интересна, но я была поражена увиденным. Уроки Сергея Андрияки по телевизионному каналу Культура никогда не пропускала, рекомендую всем.
Наталья Г. Отзыв на ЯндексeНевероятный, фантастический музей! Картины акварелью как будто живые… Никогда бы не подумала, что акварель может так звучать
Ольга З. Отзыв на Tripadvisor
г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00
+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru
Проезд на общественном транспорте:
Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».
Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».