«Иван Шишкин. Неразгаданные тайны»

27 ноября 2014 — 22 февраля 2015

Совместный выставочный проект Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Экспонировать произведения Ивана Ивановича Шишкина всегда почетно. Для Академии акварели и изящных искусств это почетно вдвойне, так как за известным именем великого русского живописца, графика, педагога открывается интереснейшая методологическая система построения пейзажа XIX в.


В определенном смысле выставка, сопровождаемая видеоинсталляциями, методическими материалами, подкрепленная необходимыми комментариями к произведениям И.И. Шишкина, воспринималась как учебно-методическое пособие по композиции пейзажа и оказала неоценимую помощь в вопросе изучения пейзажной культуры XIX в.

Концепция выставки следовала за логикой образцового учебника по композиции в живописи XIX века американского художника и ведущего преподавателя Национальной академии дизайна в Нью-Йорке Н.Е. Грина. Философия и исследовательские выводы автора книги были пропущены организаторами через произведения знаменитого русского художника. Таким образом, в поделенной на три зоны экспозиции преследовалась цель раскрыть три основных композиционных вопроса шишкинского пейзажа: линейность, тон и цвет.

В разделе выставки под названием «Линейная композиция пейзажа» рассматривались основные принципы построения композиции и разнообразные приемы, которые помогают избежать неудачного расположения частей картины и усилить ее слабые элементы. Данная часть экспозиции позволяла проследить мысль живописца, его выбор и размещение мотива на бумаге (офорты «Муравейник» 1885, «Травы» 1885). Графические листы «Дубки» (1886) – два офорта И. И. Шишкина, отпечатанные с одной доски. Если в первом варианте мы видим простой пейзажный мотив с тремя деревьями, то во втором вводится стаффаж, пейзажная композиция обретает жанровый смысл. Художник учел и тот факт, что фигуры всегда привлекают внимание и поэтому не располагает их близко к углам композиции. Они достаточно удалены от первого плана, так как в противном случае их большой размер навредил бы общему эффекту восприятия пейзажного мотива.

Второй раздел «Тоновая композиция пейзажа» рассматривал аспекты применения свето-тональных отношений в построении пейзажа: различие света и тени, тоновые эффекты, баланс тонов, полутона и др. Следующей задачей художника после гармоничного размещения композиционных элементов является разработка тона, определение световых и теневых акцентов. Если пейзажный мотив представляет собой обширный вид с эффектами солнечного сияния или широкого дневного света, то система светов должна доминировать, и темные тона должны быть введены умеренно, в небольших количествах (цинкография «Горы», 1877). Известно, что И.И. Шишкин много экспериментировал с офортом, по несколько раз прорабатывал одну и ту же доску, достигая разного настроения в оттисках. В двух цинкографиях «Деревенское утро» (1878), также отпечатанных с одной доски, как и «Дубки», открывается поиск тонового решения сюжетного мотива.

Третье зональное деление экспозиции называлось «Цветовая композиция пейзажа», на примерах эскизов и картин И.И. Шишкина разбирались законы колористки и нюансы цвета в дальнейшей работе над пейзажем: качество цветов, смешивание «перебитых» колеров, общее распределение цвета в пейзаже. В холсте «Березы после бури» (1871) в полной мере раскрывается проблема смешивания «перебитых» колеров, поставленная Н.Е. Грином. Гармоничного результата удается достичь, если с осторожностью «перебивать» каждый цвет небольшим количеством противоположного ему оттенка. Художник во многих картинах использует сочетание сложных цветов – оливковый, коричневый и серый – они формируют основу колорита, на которую могут быть наложены другие, более яркие цвета композиции.

Завершал экспозицию выставки раздел «Ученики Ивана Ивановича Шишкина». Он был интересен тем, что И.И. Шишкин представал перед нами не только как известный художник, но и как талантливый педагог с именами одаренных учеников, таких как А.Т. Комарова, О.А. Лагода-Шишкина, А.Н. Шильдер, И.А. Космаков.

И.Н. Крамской в одном из писем П.М. Третьякову писал: «...я утверждаю, что Шишкин чудесный учитель. Он способен забрать 5, 6 штук молодежи, уехать с ними в деревню, ходить на этюды, т.е. работать с ними вместе. Ведь это только и нужно».

Ценность коллекции живописных произведений Ивана Ивановича Шишкина заключается прежде всего в их художественной значимости. Она дает представление о разных периодах творчества художника, о стилистических особенностях его живописной манеры, способной отобразить и эпическое величие природы, и ее поэтическую элегичность.

В рамках выставки был выпущен каталог произведений живописи и графики Ивана Шишкина с подробным методическим объяснением его творчества, а также впервые публикуемого в России теоретического труда английского художника-педагога XIX в Н.Е. Грина, автора одного из лучших классических учебников пейзажной живописи.


Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».