Владимир Высоцкий. Я жив - снимите черные повязки...

24 июня 2025 — 15 июля 2025

В Музее Владимира Высоцкого с 24 июня по 16 июля 2025 года будет проходить выставка, посвященная памяти поэта, актера, автора-исполнителя Владимира Семеновича Высоцкого. На выставке представлены произведения студентов и педагогов Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Работы выполнены в различных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Зрители смогут увидеть портреты В.С. Высоцкого, городские, горные и лесные пейзажи, книжные иллюстрации, дипломные проекты студентов Академии на тему творчества В.С. Высоцкого, произведения керамики. Работы созданы в различных техниках: это многослойная акварельная живопись, масляная живопись, карандашный рисунок, пастель. Все работы выполнены в направлении реалистической школы живописи.

Произведения поражают своим мастерством, ведь они созданы под руководством опытных, высококвалифицированных преподавателей, которые являются действующими художниками, активными участниками многих выставочных проектов. Все они вкладывают в молодых ребят всю свою душу и любовь.

Во время занятий педагог старается найти индивидуальный подход к каждому своему подопечному, передавая ученикам свои опыт и знания. Рассматривая работы студентов, трудно переоценить их талант. По их работам можно понять, что наставники растят достойное поколение.

Владимир Высоцкий – пожалуй, самый популярный и самый любимый в народе поэт конца советской эпохи. Его узнаваемый хриплый голос и характерный «жегловский» прищур знала вся страна. Его имя обросло легендами, его уважали и ценили люди, в обычной жизни едва ли в чём-то схожие – от простых заводских рабочих до академиков. На песнях Высоцкого росли, постигали жизнь, отводили душу. Кумир своего времени, он до сих пор продолжает оставлять неизгладимое впечатление своими строчками.

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семёна Владимировича и Нины Максимовны Высоцких. Отец, родившийся в Киеве, в 1926 году вместе с родителями перебрался в Москву, окончил техникум связи, после чего избрал военную карьеру и дослужился до полковника. О нём с уважением отзывался в своих мемуарах знаменитый танковый командарм Д.Д. Лелюшенко. Мать происходила из тульских крестьян, выучилась на переводчика-референта с немецкого, долгие годы работала на предприятиях Министерства внешней торговли.

Вскоре после рождения сына отношения между супругами разладились. Этому поспособствовали и несходство характеров, и война, и эвакуация, и появление новой женщины у отца семейства. После официального развода, последовавшего в 1943 году, Володя поначалу жил с матерью и отчимом, но в 1946 году его по постановлению суда забрал отец. Хотя расставание с матерью мальчик перенёс тяжело, мачеха Евгения Степановна Лихалатова своей чуткостью и заботой вскоре завоевала расположение пасынка. Она привила ему любовь к музыке, поддержала увлечение театром.

В первый класс школы Володя пошёл в 1945 году. Проучившись два года в столичной школе №273, с 1947 по 1949 гг. он жил с отцом и мачехой в Германии, где посещал гарнизонную школу для советских детей в Эберсвальде. Германия не нравилась шустрому пареньку, он грустил о Москве.

В 1949 году, по возвращении на Родину, Высоцкий стал учеником пятого класса средней школы №186. Феноменальная память помогала мальчику играючи справляться с домашними заданиями: учился он легко, особенно хорошо давались ему литература и французский язык.

Послевоенная Москва была наполнена шпаной, и двор в Большом Каретном переулке, где жили Высоцкие, ни в чём не уступал в этом плане другим. Любознательный подросток находил время и погулять, и пошалить, и послушать рассказы «бывалых». Рос он вполне самостоятельным, предпочитая проводить свободное время в обществе парней на три-четыре года старше. Здесь же Высоцкий научился играть на гитаре, заинтересовался театром.

Школу он окончил в 1955 году без троек, горя желанием поступать в театральный институт, но отец и дед настаивали на «солидной» профессии. Пришлось уступить старшим – осенью того же года Владимир стал студентом Московского инженерно-строительного института, но уже после первого семестра перестал посещать занятия.

Любовь к театру перевесила и мнение отца, и материальные трудности. Зиму и весну 1956 года Высоцкий жил у друзей, дома почти не появлялся, а в июне поступил в школу-студию МХАТ, где постигал тонкости актёрского мастерства под руководством Б.И. Вершилова, А.М. Комиссарова и П.В. Массальского. Тогда же появились первые поэтические опыты, возник интерес к кинематографу.

Свой «второй дом» после недолгой работы в Театре им. Пушкина и Театре миниатюр молодой бард обрёл в 1964 году в Театре на Таганке. В своей третьей ипостаси – киноактёра – Высоцкий не мог реализоваться гораздо дольше. Он регулярно получал роли, но, как правило, второстепенные, затем снявшись в фильмах «Я родом из детства» В.Т. Турова (1966), «Короткие встречи» К.Г. Муратовой (1967), «Вертикаль» С.С. Говорухина (1967). «Альпинистский» цикл песен, написанный Высоцким к последнему фильму, мгновенно стал популярным.

Благодаря атмосфере Таганки Высоцкий ощутил востребованность в своём творчестве. Песни артиста регулярно использовались в спектаклях, а их репертуар заметно расширился. Появились военные, лирические, шуточные, бытовые и даже спортивные песни. Доверительная манера исполнения от первого лица, отсутствие фальши и официоза быстро завоевали сердца поклонников из всех слоёв общества. Каждый находил в песнях Высоцкого что-то своё, близкое – искромётный юмор или трагический надрыв, чистоту любовного чувства или философский подтекст. Особая песенность и характерные образы сделали Владимира Высоцкого уникальным бардом. Творчество Высоцкого можно охарактеризовать как «Пронзительная песня». Песни барда андеграундные, «театральные», близкие к народно-смеховой, карнавальной культуре трогали до глубины души сердце каждого русского человека.

Однако отражение живой жизни в песнях Высоцкого быстро пришло в противоречие с идеологическими установками. В 1968 году в «Советской России», «Комсомольской правде» и других изданиях поэт с удивлением читал о себе: «Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия пошлых песен», «Высоцкий поёт от имени и во имя алкоголиков» и т.д.

Аура полузапретности, возникшая вокруг имени поэта в конце 1960-х гг., отразилась, прежде всего, на его кинематографической карьере – многие режиссёры предпочитали не рисковать. Тем не менее, заметными стали роли в фильмах «Интервенция» Г.И. Полоки (1968), «Служили два товарища» Е.Е. Карелова (1968), «Хозяин тайги» В.А. Назарова (1968), «Плохой хороший человек» И.Е. Хейфица (1973), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» А.Н. Митты (1976) и «Место встречи изменить нельзя» С.С. Говорухина (1979). Последний фильм стал главной кинематографической удачей в биографии Владимира Высоцкого.

На сценических подмостках талант актёра раскрылся намного полнее. «Таганка» благодаря главному режиссёру Ю.В. Любимову вошла в число лучших театров страны. Высоцкий блистал в «Антимирах», «Жизни Галилея», «Пугачёве». В конце ноября 1971 года состоялась премьера «Гамлета», где он исполнил главную роль.

И всё же, Высоцкого более всего ценили как исполнителя собственных песен. В 1970-х гг. его концерты вызывали невиданный ажиотаж. В основном площадки для выступления давали различные институты и дома культуры, а самих концертов набиралось до 50 в год. Двусмысленность положения Высоцкого – власти его не запрещали, но и не приветствовали – отразилась на дискографии. При жизни барда государственная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила лишь семь миньонов и одну полноразмерную пластинку. Главным источником распространения песен стали магнитофонные записи.

Расцвет поэтического творчества Высоцкого пришёлся на 1973–1980 гг., когда его стихи достигли широкого охвата и философского осмысления действительности. В поздней лирике поэта стали преобладать монологи и баллады, усилилась трагическая интонация. Во многом это связано с трудным периодом в жизни самого Владимира Семёновича.

Каждый зритель посетивший выставку сможет глубже почувствовать творческий мир В.С. Высоцкого, открыть для себя новые грани творчества гениального певца, поэта, актера. Произведения подарят зрителям вдохновение и оставят яркие положительные эмоции.



Стоимость посещения

Билеты

350 руб.

Полный

Взрослые граждане России и стран СНГ, взрослые иностранные граждане

Купить билет
150 руб.

Льготный

Дети (до 18 лет), пенсионеры (РФ и СНГ), студенты учебных заведений России

Купить билет
0 руб.

Бесплатный

Льготная категория граждан

Подробнее

Запись на экскурсии

В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.

Посетители о нас

Контакты

г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00

+7 (495) 531-5555
mvk@aaii.ru

Проезд на общественном транспорте:

Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».

Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».